Каменец-Литовская иешива "Кнессет Бэйт Ицхак"

Каменец-Литовская иешива

Иешива – высшее религиозное учебное заведение по изучению Талмуда. Именно такое учреждение и находилось в старой части нынешнего Дома культуры. А построили его в 1934 году.

Полное название звучит впечатляюще: высшая иешива «Кнессет Бэйт Ицхак», названа так в память о раввине Ицха́ке Элхана́не Спе́кторе. Учредителями этого заведения были учёные, приехавшие из окрестностей Вильни (Вильнюса, Литва) в 1926 году.

Первоначально иешива не имела своего помещения в Каменце. Занятия проводились в разных зданиях города. Однако уже в 1932 году был заложен первый камень… Хотел сказать в фундамент, но, оказывается, здание стоит без него, на голом песке! На первом этаже большой зал – это синагога с обязательным балконом для женщин. Справа лестница на второй этаж, где находились учебные помещения и библиотека. По бокам незаметные входы в здание, центральный использовался несколько раз в году по большим праздникам.

В 1938 году в иешиве обучалось 270 человек, а уже в следующем – 413! Обучающиеся были не только из Польши, но и других стран: США, Германии, Италии, Англии, Чехословакии, Латвии, Дании и Бельгии.

Студентов с пейсами и в ермолках часто видели прогуливающимися на улицах Каменца. Либо отдыхающими в свободное время во фруктовом саду на склоне горы «Кладучи». Многие студенты жили впроголодь и для них хорошей помощью был обычай под названием «эссен таг» - «день еды». В этот день в еврейских семьях готовили еды намного больше обычного, потому что раз в неделю в каждую семью приходил «бохур» (юноша) и наедался до отвала.

Директором иешивы был Мойше Бурштейн, а главным преподавателем – известнейший на весь иудейских мир гаон (мудрец) раввин Борух Бер Лейбович. Известны имена других преподавателей: Вольф Нафтали Лейбович, Рейвен Грозовски, Ицко Эдельштейн.

Любопытен эпизод из педагогического процесса. Рейвен Грозовски весь день напролёт находился в аудиториях и следил за всем и вся. К нему постоянно подходили студенты с вопросами. А если какой студент грамотно истолкует текст Торы, тому он давал 10 польских злотых.

Отдельно стоит упомянуть Рейвена Грозовского, как достойнейшего ученика Боруха Лейбовича. Его труды радикально изменили Тору в США и Израиле, как в быту, так и на уровне изучения.

Кстати, иешива была хоть и частным учебным заведением, но студенты обучались бесплатно. Где раздобыть финансирование? В конце 20-х годов ХХ века Борух Бер Лейбович и Рейвен Грозовски вынуждены были искать финансовую поддержку и ездили даже в США. Деньги поступали в попечительский фонд иешивы и не могли тратиться по собственному желанию. Обязательно было отчитываться за каждый потраченный грош. Деньги поступали от общественных организаций и частных лиц из Берлина, Нью-Йорка, Вильны и прочих.

Будто бы в августе 1939 года из американского посольства в Варшаве поступила телеграмма об отзыве студентов иешивы, граждан США, на родину. Оставшиеся студенты и учителя иешивы занялись эвакуацией. Сначала они отправились в Вильну, в пригороде которой проводились занятия. Борух Бер Лейбович не смог пережить все эти события и 17 ноября 1939 года (по иным сведениям, 26 ноября 1940 года) умер. Был похоронен на еврейском кладбище «Заречье» (Оланду) в Вильне. Его могилу смогли отыскать лишь в наше время. А в 2014 году установили памятник, причём на церемонию его открытия приехали 200 раввинов со всего мира!

В 1940 году СССР оккупировал Литву, пришлось снова собираться в дорогу. Каменецкая иешива отправилась в Москву, затем через Сибирь в Монголию, Китай, а далее в США. Тут они разделились и часть отправилась в Израиль (Иерусалим). Потомки каменецких евреев предполагают, что в Нью-Йорке иешива также разделилась на две части (одна была на Манхэттене, другая – в Бруклине). Но самая известная Каменецкая иешива оказалась в Иерусалиме, новое здание которой было построено в наше время на пожертвования.

Фотогалерея

Каменец-Литовская иешива

Схема проезда: