Синагога "Дер Мейер"

Синагога

Синагога – дом собрания для проведения общественного богослужения. Это уменьшённая копия Храма. Они строились на самом высоком месте города, а фасад всегда был обращён на восток (по возможности, к Иерусалиму, где находился Храм). Внутри для мужчин и женщин были раздельные помещения (женщины находились на балконе либо в боковом приделе). Впрочем, про внутреннее убранство можете сами ознакомиться в книгах или в Интернете.

Центральную Европу заселили евреи-ашкеназы и с началом Крестовых походов в XI веке они стали подвергаться сильным гонениям из-за надуманных обвинений: «кровавый навет», совершение ритуальных убийств, позже добавилось обвинение в распространении чумы и проказы… Однако князь Великого княжества Литовского Витовт дал весьма широкие права еврейскому населению, и они довольно быстро стали заселять наши земли…

Религия для евреев Каменца не была просто какой-то данью древней традиции. Она полностью определяла их жизнь в быту и в обществе (исполнение только лишь кашрута стоит немалых сил, знаний и времени). Поэтому разраставшаяся еврейская община города требовала приличного места для молитв и религиозного общения.

«…абы высотою и внешностью с костёлами и церквями не ровнялась бы». С такими словами в 1661 году Ян II Казимир Ваза, король польский и великий князь литовский, издал привилей, дающий право каменецким евреям построить синагогу и школу.

Перед нами главная каменецкая синагога «Дер Мейер» (от слова «major» – главный). На довоенной фотографии можно оценить её скромные внешние черты. Ещё один любопытный момент - синагога должна быть небольшой по высоте. Но никто не запрещал углубиться и сделать полы существенно ниже уровня земли. В итоге внутри она могла быть о-о-очень высокой. Есть предположение, что это здание было построено в конце XVIII – начале XIX века рядом с местом, где стояла деревянная синагога (про неё чуть позже). По правилам место, где стоит или стояла синагога является священным, и после демонтажа здесь нельзя начинать строительные работы или вести хозяйственную деятельность. 

С приходом «первых советов» в антирелигиозном угаре "Дер Мейер" была закрыта. После войны в ней была артель «Волга», затем крахмальный завод, позже КБО, в 1990-х годах - коммерческий магазин «Тройка», а сейчас жилой дом.

Синагоги открывались в субботу («шаббат») и в дни важнейших религиозных и государственных праздников. Перед «шаббатом» производилось символическое ограждение еврейских улиц, равно как и периметр территории синагоги для обеспечения спокойствия молящимся.

Ещё до 1939 года был обычай, когда перед заходом Солнца в пятницу специальный гонец обегал все еврейские улочки с оглашением «In szule herajn!» («В школу!», то бишь в синагогу).

P.S.: Привилей – законодательный акт в Великом княжестве Литовском, который наделял правами отдельных лиц, группы людей, местечки и города на некоторое материальное или статусное владение. Кашрут – система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям, еврейского Закона. Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни.

Фотогалерея

Синагога
Синагога
Синагога

Схема проезда: